Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители!

Вы сейчас вступаете в одну из важных жизненных стадий: ваш ребенок идет в школу. И пойти в школу ребенок должен здоровым.

Начальный период обучения в школе очень тяжелый для всех детей. Временами у малышей снижается аппетит, они становятся плаксивыми, тревожно спят, у них часто возникает чувство страха. Чтобы избежать этого, с первых дней учебы необходимо окружить ребенка вниманием и заботой.

В школе детей ожидает интересный, но очень не легкий труд. Он связан не только с физическими усилиями и большим нервным напряжением, но и с недостаточной «школьной взрослостью».

Поведением шестилеток в значительной степени управляют эмоции. Дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками, потому что у них более активное правое полушарие, и только в 7– 8 лет у детей начинает доминировать левое полушарие и они лучше воспринимают речь.

У детей шестилетнего возраста в стадии усовершенствования находится зрительный и слуховой анализатор (поэтому в этот период легко может развиться близорукость), опорно-двигательная и костно-мышечная система также еще не получили полного развития. У первоклассников слабо развиты мелкие мышцы пальцев и кистей рук, не закончена окостенение всех отделов грудной клетки. Мышцы спины, которые имеют большое значение в удержании правильного положения позвоночника относительно слабые, и позвоночник может легко деформироваться (у детей развивается сколеоз). Увеличивается масса сердца, нарастает сила сердечной мышцы, частота сердечных сокращений, артериальное давление составляет 95/58 мм.рт.ст.

Особенное внимание необходимо уделять кистям рук. Дети должны часто рисовать, лепить из пластилина, конструировать и под контролем взрослого вырезать ножницами из бумаги фигурки. Ребенок должен знать, что здоровье- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного социального и духовного благополучия. Сущность здоровья – в гармонии физических и духовных сил. В уравновешенности, выдержке, возможности противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

На здоровье детей оказывает влияние наследственность, семейное окружение, продолжительность просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, тренированность, условия питания. Особенно хочется отметить наличие в семье вредных привычек, таких как курение и алкоголизм, которые отрицательно влияют на здоровье детей.

Как же ослабить разрушительное влияние школьных нагрузок на организм ребенка?

Как известно занятия в школе проводятся в первую смену и начинаются в 8.30 часов утра. Ребенок должен подняться в 7.00, убрать свою постель сделать гимнастику, почистить зубы, причесаться. Выполнять гимнастические упражнения рекомендуется при открытой форточке, даже в холодное время года на протяжении 8– 10 минут. После зарядки водные процедуры. Занятия в школе требуют больших затрат энергии на умственные и физические нагрузки, поэтому не отправляйте ребенка на голодный желудок. Не избегайте услуг школьной столовой.

На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько необходимо для спокойной прогулки, тогда ребенок быстро приступит к работе, заняв свое место за партой. Особое внимание обратите на учебное место ребенка дома. В идеале домашний «школьный уголок» должен быть оборудован специальной функциональной мебелью, которая будет «расти» вместе с ребенком. Свет на рабочий стол должен падать слева.

Ранец школьника должен быть легким, крепким, а материал из которого он сделан, должен хорошо мыться. Лямки ранца– широкие с мягкими прокладками, которые снижают давление на плечи ребенка. Пик трудоспособности у детей, как и у взрослых, приходится на 16.00– 17.00 часов, поэтому именно в это время хорошо выполнять домашние задания. Через каждые 20– 25 минут умственных нагрузок ребенку необходим отдых.

Ослабленным детям рекомендуется дневной отдых или прогулка на свежем воздухе через каждый час. Нахождение на свежем воздухе должно составлять не менее как 4– 5 часов в день.

Наши дети хронически не досыпают, полноценный сон для детей 6– 11 лет должен составлять 11– 12 часов. Родители должны прививать своим детям навыки здорового образа жизни, научить выполнять правила личной гигиены.

Следите, чтобы Ваш ребенок как можно меньше сидел за компьютером и экраном телевизора. Поверьте, уважаемые родители, от этого ребенок интеллектуально не пострадает. Все компенсируется в школе.

  Организация образовательного процесса в первом классе:

1. Продолжительность урока в первом классе 35 минут. Динамические перерывы – 20 минут.

2. Домашние задания в первом классе на дом не задаются, отметки не выставляются.

3.  Для учащихся первых классов организуются группы продленного дня.

4.  Дети, которые посещают ГПД, обеспечены двухразовым питанием.

5. Учащиеся первых классов обеспечиваются комплектом учебных пособий из школьной библиотеки.

Для зачисления родители (законные представители) предоставляют следующие документы: 

- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
-  свидетельство о рождении ребенка (подлинник);
-  паспорт одного из родителей (законного представителя), с указанием его местожительства;

-  заявление на имя руководителя учреждения образования установленного образца.

Примерный набор канцелярских и других принадлежностей для первоклассника:

1. Ранец.

2. Пенал.

3. Шариковая ручка одноцветная (синяя) - 2 шт.

4. Тетради для первоклассников в узкую косую линейку (2 шт.).

5. Тетради в крупную клетку (2 шт.).

6. Обложки для тетрадей.

7. Обложки для учебников.

Примерный перечень принадлежностей для уроков

трудового обучения:

1. Набор цветной бумаги.

4. Набор цветного картона.

5. Альбом с отрывными листами.

6. Карандаши простые (2 шт.).

7. Линейка 20 см.

8. Ножницы с закругленными концами.

9. Клей ПВА, клей -карандаш.

10. Кисточка для клея.

Примерный перечень принадлежностей для уроков

изобразительного искусства:

Художественные материалы:

1. бумага для рисования - 1 папка;

2. комплект акварельных красок (10-16 цветов);

3. гуашь;

4. пластилин и стеки.

Инструменты и приспособления:

1. карандаши простые средней мягкости (М, 2М);

2. карандаши цветные (10-16 цветов);

3. фломастеры (10-16 цветов);

4. набор кистей разных размеров (тонкая, средняя, большая); 

5. подкладная доска;

6. ластик;

7. точилка;

8. баночка для воды невыливайка;

9. палитра.

Примерный перечень принадлежностей для уроков

физической культуры:

1. спортивная форма;

2. спортивная обувь;

3. мешок для спортивной формы.

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

  1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

  1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

  1. Хорошо ли ребенок слышит?
  2. Хорошо ли он видит?
  3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
  5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  2. Понимает ли он, что читают слева направо?
  3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов:

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ - 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник. 

Тест "Рисунок человека"

Задание:

“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. 

Оценивание:

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Копирование фразы из письменных букв

Задание:


“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

Срисовывание точек

Задание:


“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. 

Оценивание:

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – средний уровень;

13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

 

3.ОПРОСНИК. Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов;
    неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0;
    ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью... (темно = 0;
    неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава ... (зеленая = 0;
    неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; 
    неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0;
    неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4;
    показано только целый час или четверть часа = 3;
    не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4;
    только один правильный ответ = 0;
    неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1
    на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
    одна причина = 0;
    неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
    неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3;
    игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
    неправильный ответ = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2;
    неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2;
    неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
    он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
    неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
    неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Как лучше и правильней помочь своему ребенку в первые месяцы обучения в школе?

Надо обязательно хорошо отдохнуть летом. Во время отдыха еще раз спокойно поговорить о шко­ле: о ее буднях и праздниках.

Вместе пойти выбирать все школьные принадлежности (чтобы они были в радость).

Желательно взять отпуск хотя бы на две-три недели, чтобы быть рядом с ребенком в первые школьные дни.

Создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности.

Встречать ребенка из школы с улыбкой.

Не ругать и не наказывать за ошибки и незнание. Он только на­чинает учиться.

Обязательно гулять после уроков.

С любовью оборудовать его домашнее «школьное» место.

В школу он может брать с собой любимую, не очень большую иг­рушку.

Когда он возвращается из школы, подробно спрашивайте его о том, что интересного было в школе.

Домашние задания старайтесь выполнять вместе.

♦ Не забывайте, что ребенку нужно Ваше признание и похвала.

Радуйтесь его удачам и маленьким победам.

Ребенок не может быстро адаптироваться к школе. Этот период может длиться от месяца до года. Так что постарайтесь быть терпеливыми. И если вы увидите, что «все выпрямляется», при­ходит в норму, становится меньше слез, «не могу» и «не хочу», то, значит, это маленькая победа. Ваша и Вашего ребенка.