«Как нет человека без самолюбия, – так нет
человека без любви к Отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека...»
К.Д. Ушинский
1.Актуальность опыта:
С самого рождения в человеке начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, тому месту, где он живет. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.
В условиях независимого суверенного государства важнейшим фактором обеспечения безопасности Родины является моральный дух народа, чем он монолитнее и сплочённее, тем меньше шансов разговаривать с нами с позиции силы. Поэтому стержнем морального духа народа Беларуси должен стать патриотизм, который начинается именно с понимания всеми гражданами суверенитета и независимости своей страны.
В этой связиактуальным на сегодняшний день является совершенствование системы гражданско-патриотической и правовой работы в школе, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина Республики Беларусь — патриота Родины.Овладение теорией и практикой гражданско-патриотического и правового воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к выполнению своего долга достойного служения Отечеству — одна из задач патриотического и правового воспитания учащихся в ГУО « Берёзовская БШ имени А.Н.Заставного». Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
2.Длительность работы над опытом: сентябрь 2017 г.- май 2020 г.
Подготовительный этап – сентябрь 2017 г.- май 2020 г.
Основной этап – сентябрь 2018 г.- май 2019 г.
Заключительный этап – сентябрь 2019 г.- май 2020 г.
3. Цель и задачи опыта:
Мною была определена следующая цель – создание соответствующих условий для становления гражданина и патриота, деятельной личности, способной к принятию осмысленных решений, содействующей развитию и процветанию Республики Беларусь .
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1.Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
2.Углубить знания об истории, традициях, культуре, святынях Беларуси.
3. Воспитывать преданность Отчизне, готовность к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
4. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
4. Описание опыта:
Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Я – классный руководитель правового класса. А связи с этим, концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина – патриота, образованного человека, личность, свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным. Поэтому я использую свою стратегию в воспитании подрастающего поколения, основанную на компетентностном подходе. И центром работы по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию являются учащиеся правового класса. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, готовности к инициативному труду, участию в управлении социально-значимыми делами, соблюдению своих прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей.
Организация образовательного процесса в правовом классе осуществляется на основании Единого типового учебного плана для общеобразовательных учреждений, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2008 № 58, а также Положения, утвержденного Начальником отдела по образованию Березовского РИК и Начальником академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Согласно Положению учащиеся получают общее среднее образование на базовом уровне, а также изучают отдельные учебные предметы дополнительно на факультативных занятиях в соответствии со своими интересами и склонностями. Деятельность классов регламентируется методическим рекомендациями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 21 апреля 2009 года «Об организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности», Положением об организации образовательного процесса в правовом классе, Уставом класса.
Образовательный процесс в правовом классе направлен на воспитание государственного мировоззрения, законопослушания, формирования активной жизненной позиции, патриотизма, любви к родному краю. Образовательный процесс организовывается в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и шестой школьный день для проведения спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и иных воспитательных мероприятий.
Для работы с детьми я использую различные формы работы:
- классные часы;
- деловые игры;
- квесты, квилты;
- беседы, диспуты, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- соревнования;
- экскурсии, походы;
- трудовые дела;
- сочинения и диспуты
- уроки мужества, гражданственности.
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Правовое воспитание – одно из направлений воспитательной работы в школе. Этому вопросу уделялось большое внимание в работе с обучающимися и родителями. Основные направления деятельности идеологической и воспитательной работы в правовом классе -
- проведение профориентационной работы с учащимися с целью привлечения их для поступления на учёбу в Академию МВД Республики Беларусь и иные учреждения образования юридического профиля, службы в органах внутренних дел и внутренних войск;
- формирование у учащихся государственного мировоззрения и законопослушного поведения;
- воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, уважения к историческому прошлому, в том числе к истории органов внутренних дел;
- формирование активной жизненной позиции, пропаганда здорового образа жизни.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами РБ, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
5.Содержание проведенной работы в классе правовой направленности по:
- идеологическому и патриотическому воспитанию:
Идеологическое и патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Поэтому воспитание школьников осуществляется в духе уважения к традициям, к истории родной страны и земли.
Для организации идеологического и патриотического воспитания учащихся совместно с РОВД был составлен план работы по направлениям:
- формирование необходимых условий для их интеллектуального, нравственного, физического развития;
- повышение правовой культуры (наряду с общепринятым для школы объемом знаний старшеклассники получают представление о работе сотрудников органов внутренних дел, основы профессиональных, в том числе правовых знаний);
- формирование государственного мировоззрения и законопослушного поведения, твердых морально-нравственных устоев и принципов, активной жизненной позиции;
- пропаганда и внедрение здорового образа жизни;
- воспитание патриотизма;
- развитие и укрепление связей с органами внутренних дел.
Были проведены классные и информационные часы: « Я ребёнок - я гражданин», «Знай свои права соблюдай обязанности», «Дорожные правила - безопасность», «Имя героев в памяти потомков», «Я гражданин своей страны», «Вспоминая почтим», «25 – летие освобождения узников концентрационного лагеря Озаричи», «Уроки победы», «Память во встречах хранима» посвящённая 20 летию единения России и Беларуси, «30 лет вывода войск из Афганистана, «Что значит Родину любить», «Профилактика правонарушений», «Криминальные происшествия недели», «Правонарушение, преступление и подросток», «Беларусь. Социально-экономическое и политическое положение страны», «Я гражданин Республики Беларусь», «Путешествие по Беларуси», «Мои права и обязанности», «Мир профессий. На страже закона», «Государственные символы Республики Беларусь». В рамках Недели правовых знаний проводятся встречи с представителями Берёзовского РОВД.
18 октября 2018 года наше учреждение образования посетили представители МВД Республики Беларусь: начальник Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции Владимир Владимирович Бачила и начальник отделения профессионально-ориентационной работы Академии МВД Республики Беларусь Валерий Георгиевич Страмбурский. На встрече присутствовали гости: полковник милиции, начальник Березовского РОВД Сергей Владимирович Лабаев, заместитель начальника Березовского РОВД по идеологической работе Геннадий Александрович Хилько и заместитель начальника отела по образованию Березовского райисполкома Алла Вячеславовна Минко. Вначале мероприятия учащиеся школы провели экскурсию в музейном уголке памяти А.Н. Заставного «Он жил, чтоб стать героем», познакомив гостей с биографией бывшего выпускника школы, лейтенанта милиции Саши Заставного. Встреча была организована для учащихся 6,8 классов правовой направленности, а также для учащихся 7-х и 9-х классов. Владимир Владимирович рассказал ребятам о профессии милиционера, о требованиях, предъявляемых к абитуриентам, поступающим в Академию, об особенностях и преимуществах учебы в Академии, перспективах работы и карьерном росте, а также ответил на все интересующие вопросы учащихся.Учащиеся класса правовой направленности посетили ведущий милицейский вуз нашей страны. Им довелось побывать на учебных занятиях и экзаменах курсантов. Школьников по традиции пригласили на экскурсию по главному корпусу Академии МВД. Переходя между учебными аудиториями, ребята ознакомились с галереей учёных и стендами, посвящёнными международному сотрудничеству и другим направлениям деятельности образовательного учреждения. Интересным получилось и общение с курсантами в читальном зале библиотеки. Яркое впечатление на школьников произвел экзамен по профессионально-прикладной физической подготовке, который проводился как раз во время экскурсии по факультету милиции. Курсанты демонстрировали приемы самозащиты, меняясь ролями преступника и правоохранителя и используя учебное оружие различных видов. Ход экзамена прокомментировал начальник кафедры профессионально-прикладной физической подготовки полковник милиции Владимир Леонов.В тире также проводилось занятие, на котором курсанты отрабатывали приёмы обращения с пистолетом Макарова. Руководитель кафедры тактико-специальной подготовки полковник милиции Дмитрий Ермолович рассказал школьникам о методике обучения с первого по выпускной курс.
Рождество и Новый год – праздники, которых ждут с большим нетерпением и взрослые и дети. Учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Чудеса на Рождество», цель которой заключалась в том, чтобы обеспечить школьными принадлежностями, одеждой и игрушками детей из малообеспеченных семей и инвалидов.16 января в нашей школе проводится традиционная линейка-реквием «Он жил, что бы стать героем», посвящённая годовщине со дня гибели Александра Николаевича Заставного. На линейке присутствует мама героя Ольга Николаевна. На протяжении мероприятия ребята читают стихи о войне, вспоминают факты биографии Саши. Человек жив, пока жива память о нем. Люди, совершившие подвиг, живут вечно. В рамках месячника по благоустройству учащиеся класса принимают участие в уборке и приведению в надлежащее состоянии территории у памятника воинов Великой Отечественной войны в д.Морможево и могилы А.Н.Заставного. В школе проводились конкурсы рисунков, песен, стихов, инсценировки, уроки мужества, беседы, просмотры видеофильмов, экскурсии.
- взаимодействию с территориальными РОВД, иными правоохранительными органами и в\частями:
Березовский РОВД принимает активное участие в жизни правового класса и школы - участие в торжественных линейках 1 сентября и последнего звонка . Старший инспектор группы кадров, майор милиции Тарасиков Кирилл Васильевич проводит занятия по самообороне для учащихся правого класса и обучающие занятия по стрельбе из пневматической винтовки . Учащиеся посещают РОВД, где знакомятся с работой служб и подразделений, и музей Березовского РОВД. Ребята посетили прокуратуру г.Березы и музей военного комиссариата г.Березы.
- формированию активной жизненной позиции, развитию физкультуры и спорта, пропаганде ЗОЖ:
Основные задачи в работе с правовым классом: привить и воспитать у учащихся порядочность и доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие, ответственность, организованность, справедливость, дисциплинированность и отзывчивость. В правовом классе крайне важно соблюдение дисциплины. С первых же занятий ребята были приучены строго выполнять два простых правила: недопустимость опоздания на уроки и добросовестно относиться к своим поручениям. Еженедельно ребята готовят информацию о криминальных событиях, произошедших в мире, в республике, в районе, обсуждают публикации и телепередачи. В рамках трудового воспитания во время проведения республиканского субботника группа учащихся правового класса под руководством классного руководителя направилась на уборку школьной территории с целью наведения порядка .Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Проводится большая работа по предупреждению несчастных случаев, развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях, противопожарная безопасность (экскурсия в РОЧС).Посещение учащимся правового класса спортивных секций обязательно. Учащиеся класса участвуют во всех спортивных мероприятиях: дни здоровья, лыжные эстафеты, легкоатлетические кроссы.
Целенаправленно и кропотливо мы ведем в школе борьбу с вредными привычками, активно прививаем правила культурного поведения в молодежной среде.
- участию в мероприятиях по охране общественного порядка, общественно-политических и спортивных мероприятиях:
Ученики правового класса – участники школьных, районных и областных мероприятий.
На протяжении всего года ведется работа и с родителями. Было проведены классные родительские собрания, организованы индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей. Планируя работу с родителями, учитывается их заинтересованность, социально-психологическая совместимость. Работа с родителями проходит по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся. И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных и школьных мероприятиях.
6. Перспективы развития опыта:
С данным опытом я выступала на семинаре классных руководителей в БрИРО с докладом на тему «Создание целостной системы по формированию гражданско-патриотического воспитания у учащихся правовых классов через сотрудничество с государственными и общественными организациями».
В дальнейшем я планирую продолжать работу по развитию гражданско-патриотическому с вновь организованными классами.
7. Результативность опыта:
Результатом всей проводимой работы стало отсутствие за последние годы преступлений и правонарушений совершенных учащимися, улучшение в учебе, поведении и дисциплине, общественной активности.
Награждение - Благодарность Министерства МВД РБ «За достижение высоких результатов в служебной и трудовой деятельности» 2019 год.
8. Заключение:
Мой опыт работы показывает, что гражданско - патриотические чувства детей воспитывают не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
Список использованных источников
1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020году».
2. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 8 мая 2012 года/ версия для печати 11 мая 2012.
3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и молодѐжи: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов/ В.В.Буткевич.-Минск: НИО, 2007.-280с.
4. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В.В.Буткевич. –Минск : Нац. Ин-т образования, 2010. - 208с.
5. Буткевич, В.В, Толкачѐва, О.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общ.сред.образования / В.В.Буткевич, О.В. Толкачѐва. – Минск: Нац.ин-т образования, 2011. - 224с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий внеклассного мероприятия « Любовью к Родине дыша»
Цель: формирования гражданственности и патриотизма, национального самосознания.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся, наблюдательность;
- повысить интерес к истории Отечества;
- воспитывать чувство настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края;
Форма проведения: практикум, игровая деятельность.
Классный руководитель- Крагель О.Н.
Эпиграф:
Нам Родину завещано беречь
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться.
Звучит запись - "Васильковое небо "
Учитель: Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н. Полякова. Родина моя)
Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)
А что для вас означает Родина? (Береза , речка, дом, семья).
Как вы считаете, в вас есть чувство любви к Родине? (Предположения учащихся).
Вывод: Чувство любви к Родине прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка или зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
– Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Белоруссия. И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Любовью к Родине дыша »
– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые
дорогие слова для белорусского человека
(в сопровождении слайдов ученица читает стихотворение)
Яна мне дадзена адзіная
На ўсё жыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
Ў вянках лясоў і стужак рэк.
Заўсёды самая прыветная,
Як сонца, свеціцца сама,
Жыве, як мара запаветная,
І роўных ёй — нідзе няма.
Яе праменнямі сагрэтая,
Наліта сілай маладой,
Іду, нястомная, па свету я
Яе часцінкаю жывой.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі
Учитель:
- Ребята, вы разделились на две команды «Колосок» и «Василек» и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.
1 ЗАДАНИЕ
- Вам необходимо сложить из пазлов картинку - карту нашего государства и записать названия областных центров. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.
Учитель- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю!
(в сопровождении слайдов ученица читает стихотворение)
Ты такі ненаглядны —
Мой радзімы куточак зямлі.
Ты такі ненаглядны —
Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,
Дзе асколачкам неба
Васілёк у мірным полі цвіце
І ля кожнай хацінкі
Прыгажуня бяроза расце,
Край азёраў глыбокіх
І чаромхавых белых завей,
Ідэалаў высокіх,
Працавітых і шчырых людзей.
Тут з адкрытай душою
Запрашаюць гасцей у свой дом.
Тут накормяць, напояць,
Абагрэюць сардэчным цяплом.
Мая Беларусь… Это зубры в Беловежской пуще. Это бобры, медведи в Березенском заповеднике. Это лоси и дикие кабаны в Налибоцкай пуще. Это вековые дубы, липы, клены, сосновые боры, березовые рощи, душистые луга… Куда бы ни поехал, везде тебя встретят неповторимые “краявиды”.
Краем красивых городов встает Беларусь перед глазами каждого, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом ее народа.
Задание 2 «Художники».
На некоторое время в предлагаю вам стать художниками. Но рисовать вы будет не красками, а словами. Необходимо создать картину о нашей Родине. Каждое красивое слово надо объяснить.
Сiнявокая ( или синеглазая) - у нас много красивых рек, озер.
В полях цветут синие васильки .
Зеленая - очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая - потому что - это наша Родина.
Дружелюбная - белорусы - народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая - белый - цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая - у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая - в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная - много лесов, боров, пущ.
Чудесная - у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая — в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая - белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная - в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская - в годы Великой Отечественной войны в белорусских лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.
Учитель. Замечательная картина получилась у вас.
(Звучит музыка. Выходит Хлопец-удалец)
Я хаджу па белым свеце
I гляджу, як вы жывеце.
Калi трэба памагу,
Бо усе рабiць магу.
- Хто я?
Хлопец-удалец,
Абышоу белы свет,
А цяпер у цixi час
Завiтау да вас.
- Добрый день, дети. Я слышал, что вы ведете разговор о Беларуси. А кто знает, почему нашу страну так называют?
Ученик: Белая - от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая
- от светлых их волос. Белая — значит чистая и свободная.
Хлопец А сейчас я расскажу вам легенду про историю нашего края
- А кто из вас знает легенды про наши родные места. (Ученик читает легенду о Березе и Самойловичах .
Легенда
Деревня Самойловичи находится в непосредственной близости к городу Березе. Теперь к городу присоединены уже полностью все Самойловичи. По поводу самого названия есть несколько версий . Одна из них состоит в том, что на название деревни оказало влияние ее рас положение в верховье реки Ясельда. По рассказам старожилов , деревня находилась на берегу реки . и одним из промыслов был лов рыбы.
В морозные дни рыба из-за недостатка кислорода движется обычно против течения и скапливается в верховьях рек.. А когда после больших морозов начинается оттепель,то стоило только пробить лунку и рыба сама шла в руки. То есть рыба сама ловилась, сама шла в руки.
Вот такая легенда существует. Но еще я принес вам задания о наших легендах и мифах.
ЗАДАНИЕ 3
. У нашей страны богатая и славная история. Она записана в летописях и книгах, старинных документах и преданиях. Я вижу, вы очень любознательные дети. Еще не одну тайну сможете открыть и узнать много интересного о нашей Родине. А сейчас мне пора прощаться. До свидания!
"…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами… "
Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке
Учитель Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.
ЗАДАНИЕ 4
На листе бумаги написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.
П - пожертвование, пионер
А - авторитет
Т - терпение
Р - риск, радушие
И - искренность
О - отвага, оптимизм
Т – трудолюбие
Чтец зачитывает стихотворение
Змалку звалі цябе
Мы прыгожай Радзімаю.
Беларусь, Беларусь,
Як ты сэрцу любімая!
Беларусь, над табою
Неба з яснымі зорамі.
Паглядаеш на іх
Ты вачамі — азёрамі
Быць Беларусам —
Гэта значыць
Свайго ні гуку не забыць,
Усё чужое перайначыць,
Каб Беларусі вечнай быць!
Быць Беларусам —
Гэта значыць
За родны край згараць на дым,
Па-беларуску чуць і бачыць
На гэтым свеце і на тым.
Учитель. А мы продолжим путешествие. Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире.
ЗАДАНИЕ 5
Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
Чтец зачитывает стихотворение
Крыніца
Нам ніколі не памерці
ані ў якім горы, —
з баявой зямлі не сцерці
сінія азёры:
нашу Нарач, нашу Свіцязь,
Вечалле, Асвею...
Партызанскі край, што віцязь,
Нам здабыў надзею.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як свечкі:
Прападуць азёры ў свеце —
Застануцца рэчкі: наша Ясельда, і Шчара,
І Дняпро, і Нёман...
Беларусь — край светлых чараў —
Кожнаму знаёма.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як знічкі:
Пасля нас і нашы дзеці
Стануць ля крынічкі —
І Айчынаю прадвесняй
Будуць ганарыцца...
Беларусь — крыніца песні
І любві крыніца!
Сяргей Панізнік
Учитель - А какие испытания выпадали на долю нашей страны?
В годины тяжёлых испытаний для страны белорусский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда белорусы были верны своей Родине.
Огромную цену заплатил белорусский народ за свою свободу. Погиб каждый третий житель нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших во время войны возведены мемориалы славы, памятники, на братских могилах никогда не вянут цветы.
ЗАДАНИЕ 6
- Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете историю нашей страны
Блиц-игра. Занимательные вопросы
Чтец читает стихотворение
Не цалавала рук
нікому я ў жыцці,
Табе ж, мая зямля,
Я цалавала б ногі...
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: ад роду і навек.
Я зноў і зноў да сэрца прыкладаю
Твой ліст дубовы — як чароўны лек.
За хлеб, што ем, за песні, што спяваю,
За шчасце звацца іменем тваім —
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: усюды і ва ўсім!
Ніл Гілевіч
Учитель: Эти пронзительные слова - выражение любви к родному краю, отцовской земле, потому что для каждого из нас - земля самая приветливая и неповторимая. И где бы мы не очутились позже, в каких бы прекрасных странах не побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим Родимым краем Белорусией!
Подведение итогов.
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому что …»
Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя.
Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).Но вот, ребята, и подошел к концу наш классный час.
И напоследок я хочу сказать
Что Родина - это вторая мать
Ее не выбирают и не губят.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правовая викторина «В мире прав и обязанностей»
Цель: формирование правовой грамотности учащихся
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- показать на примере сказочных героев, как нарушаются права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- научить применять знание прав и обязанностей на практике.
Оборудование:
- проектор;
- колонки;
- ноутбук;
- демонстрационный экран
Необходимые материалы для команд:
- ручки,
- листы с заданиями
- буклеты с правами и обязанностями
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- листы с кроссвордом,
- листы с отдельными правами.
Ход мероприятия
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
1 ученик.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
2 ученик.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
3 ученик.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
4 ученик.
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором ,ненавистцем
Не приклонялась наша голова.
Добрый день, участники и гости нашей игры!
Сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество - это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”. Слайд 2
Наше сегодняшнее занятие называется «В мире прав и обязанностей». Оно будет проходить в форме викторины, где будут соревноваться 2 команды. А оценивать ответы команд будет компетентное жюри:….
Попрошу участников представиться:
Команда «Знайки». Девиз: «Учиться, чтобы жить, жить, чтобы учиться»
Команда «Правоведы». Девиз: «На любой вопрос ответ знает правовед!»
Спасибо командам!
Итак, начинаем игру!
Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций. Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
В Конвенции 54 статьи. Давайте вспомним некоторые из них.
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
(игрок от каждой команды выбирает лист, на котором записаны в произвольном порядке права и объясняет как понимает названное право)
После ответа учащихся ведущий зачитывает текст статьи. Если ответ верен, команда получает 1 очко.
Конкурс 2 “Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).
Пословицы:
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
Конкурс 3 Блиц-опрос
Команды отвечают на вопросы. Отвечает первой та команда, которая подала сигнал первой. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1 команде
|
Вопросы 2 команде
|
1) Кто является главой республики? (Президент)
|
1) Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории республики? (Конституция)
|
2) В каком году была принята ныне действующая конституция? (1996)
|
2) Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
|
3) Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (человек до 18 лет)
|
3) С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 16 лет, по некоторым преступлениям с 14 лет)
|
4) Назовите правоохранительные органы (полиция, таможня, суды, прокуратура)
|
4) В каком возрасте получают паспорт граждане Беларусии? (с 14 лет)
|
5.Как называется тайное хищение имущества? (кража)
|
5) Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор)
|
Конкурс 4 “Разгадай-ка!”
Кроссворд. (Каждой команде выдаётся одинаковый кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты)..
Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6
Кроссворд:
Свобода – 6
|
д
|
Религия – 4
|
и
|
Рабство – 4
|
с
|
Брак – 4
|
к
|
Труд – 2
|
р
|
Справедливость – 9
|
и
|
Имущество – 2
|
м
|
Убежище – 5
|
и
|
Образование – 9
|
н
|
Арест – 1
|
а
|
Декларация – 8
|
ц
|
Искусство – 1
|
и
|
Обязанности – 3
|
я
|
Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
СЦЕНКА
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Конкурс 5 «Права или обязанности»
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится
все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в
Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а
что к обязанностям учащихся.
1. Получение бесплатного общего образования (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
3. Соблюдение устава (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства (Право)
6. Добросовестно учиться (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
9. Выбор формы образования (Право)
10. Носить школьную форму (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе (Право)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.
(ответы написаны с скобках)
Физкультминутка
(ведущий надевает костюм доктора Айболита)
Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.
Конкурс 6 “Угадай-ка!”
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Конкурс 7. “Права литературных героев”.
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь
- и свободу?(“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право
- на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению,
- по моему хотенью”).
Конкурс 8 «Знаете ли вы закон?»
Существует 4 вида ответственности. Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
- Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
- Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
- Избиение одноклассника (Уголовная)
- Кража мобильного телефона (Уголовная)
- Прогул в школе (Дисциплинарная)
- Переход дороги в неположенном месте (Административная)
- Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
- Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
Конкурс 9. «Юридическая консультация»
Знания закона необходимы в любом возрасте. Поэтому сейчас мы совместно, опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать с точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию.
Ситуация 1.
16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? (Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. . Ст. 63 ТК.)
Ситуация 2
12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. А друг мой Леша, ему 17 лет, предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью? (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)
Ситуация 3.
3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)
Ситуация 4.
На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?
(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.)
Ситуация 5.
Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)
Ситуация 6.
Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусила ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого? (Кража, встречный иск удовлетворён не будет).
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
- В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
- На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
- В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
- Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
- Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
- Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
- О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
- Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!
Заключительное слово
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Ей присуждается звание «Знатоки права». Не зависимо от того, кто выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
И в заключение нашей игры хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.
(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команд)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий викторины «В мире «литературных» правонарушений и не только…»
Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме отклоняющегося поведения, стимулирование поведенческих изменений подростка посредством обращения к литературным произведениям.
Викторина:
1) Прочитай отрывки (мораль) из басен И.А. Крылова, вспомни реальную (или придумай) историю, которая бы соответствовала морали, заложенной в басне. В чем суть морали?
1.В ком есть и совесть и закон,
Тот не украдет, не обманет,
В какой бы нужде ни был он;
А вору дай хоть миллион –
Он воровать не перестанет.(«Крестьянин и лисица»)
2.Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.(«Орел и кот»)
3.На свете много мы таких людей найдем,
Которым все, кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнем. («Лягушка и Юпитер»)
4.Когда почтен быть хочешь у людей,
С разбором заводи знакомства и друзей! («Крестьянин и Змея»)
5.Невежда так же в ослепенье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
6.Как много из пустого
На свете делают преступного и злого.(«Разбойник и Извозчик»)
2)Прочитайте стихи, определите, о каких правонарушениях идет речь в них, какая ответственность предусмотрена за их совершение.
- Он подкрался незаметно,
Дверь открыл своим ключом,
И на этом был таков. (Кража)
- На стоянке возле дома
Вдруг изчез автомобиль,
Фокусник тут ни при чем,
Виноват здесь только ОН,
Тот, кто совершил … (угон).
- Кто-то знает вашу тайну
И, грозясь ее раскрыть,
Предлагает вам молчанье
В деньгах быстро оплатить. (Вымогательство)
- Он хотел всех рассмешить,
Всех друзей развеселить.
В школу быстро позвонил,
Про опасность сообщил.
Почему ж тогда, друзья,
Шутка эта не смешна?
И какое наказанье
Вследствие того деянья? (Заведомо ложное сообщение об опасности.)
- Памятник – от слова «память»,
Чтобы помнить, не забыть.
Но, случается, порою,
Память могут осквернить,
Уничтожить, повредить.
Творите доброе, друзья,
А запрещенное нельзя. (Осквернение памятников.)
- Когда на вас напали
И силой отобрали то,
Что поправу ваше,
Скажите, это – кража?
Иль это нападение
Другое нарушение? (Это грабеж или разбой)
- Он художник не простой,
А художник он «стенной».
Только вечер наступает,
Стены краской он марает.
За такое рисованье
В Кодексе есть наказанье.
- Она наступает с 16 лет,
И как исключение – раньше.
Как зовут Ее, друзья,
Перечисли преступленья,
За которые Она предусмотрена всегда. (Уголовная ответственность за убийство, грабеж и т.д.)
- Убийство, похищенье, кража,
Грабеж, разбой, угон, захват …
Дополни список преступлений,
И никогда не совершай.
Какие виды наказаний применяются к лицам, совершивим данные преступления?
- Легко обижать, оскорблять, нарушать.
Гораздо труднее потом … (исправлять)
3)Вспомните произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Солтане…» (желательно прочитать эту сказку до начала работы над ней). Проанализируйте сказку с позиций совершения правонарушений: кто из героев и какие правонарушения совершил? Вариантами ответов могут быть следующие:
- Заведомо ложное сообщение (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой послали весть о том, что царица родила… неведому зверюшку);
- Убийство (царевич убивает коршуна и спасает лебедь-птицу);
- Умышленное причинение вреда (князь превратился в комара и «впился …тетке в правый глаз») и др.
Другим примером может быть сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Правонарушения, которые присутствуют в сказке, следующие:
- Похищение (Жаба и Рогатый Жук похитили Дюймовочку);
- Насильственное удержание (Крот удерживал Дюймовочку под землей);
- Побег (Дюймовочка с помощью Ласточки убежала от Крота)
Для анализа может быть выбрана любая сказка по желанию подростков.
- «В мире «литературных» правонарушений»
В какой сказке:
- Была совершена умышленная порча сооружения, после того, как героя не пустили жить внутрь, поскольку там уже было очень много жильцов. («Терем-теремок», «Рукавичка».);
- Герою были нанесены тяжкие телесные повреждения, когда он пытался попасть в кирпичный дом трех братьев через дымоход («Три поросенка»);
- Домашнее животное в обуви вынуждало людей идти на обман, устрашая последствиями («Кот в сапогах»);
- Было совершено похищение человека птицами, которые унесли его на крыльях («Гуси-лебеди»);
- Земноводное заставило героя жениться на себе в обмен на стрелу? («Царевна-лягушка»).
- Обведи кружок те деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность:
Кража разбой вымогательство угон автомобиля
Побег из дома убийство оскорбление
4)На «возрастной» прямой выделите цветом возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
5)Вычеркните слова, обозначающие противоправные деяния, и найдите зашифрованное слово, объясните его смысл. Слова можно читать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по диагонали слова читать нельзя. (зашифрованное слово – «кодекс»).
у
|
б
|
и
|
й
|
с
|
Р
|
К
|
х
|
д
|
е
|
т
|
а
|
Р
|
и
|
о
|
к
|
В
|
З
|
А
|
щ
|
к
|
с
|
О
|
Б
|
Ж
|
е
|
б
|
а
|
р
|
О
|
а
|
н
|
и
|
е
|
г
|
Й
|
6)Подберите метафоры (выражения в переносном значении) к следующим понятиям: свобода, подросток.
7)«Коллаж достоинств и недостатков». Необходимо создать портрет современного подростка, используя для этого газетные и журнальные тексты, наклеить на большом листе.
8)Упражнение «Письмо»
Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка:
- Подростку (15 лет), который часто уходит из дома;
- Девочке, которая украла деньги и потратила на косметику;
- Подростку, который попал в дурную компанию и не знает, как из нее выйти;
- Маме, которая не понимает свою дочь;
- Мальчику, который грубит своим родителям, оскорбляет их;
- Папе (подростка 13 лет), который практически вечер приходит домой в нетрезвом состоянии и «отравляет» жизнь всем членам семьи;
- Подростку, который легко дает обещания (друзьям, родителям, учителям), но не выполняет их.
Завершается занятие рефлексией проделанной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сценарий конкурса репортажей «Мы и наши права»,
посвящённый Всемирному дню прав человека
Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе
Задачи:
- Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
- Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
- Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
- Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Ход мероприятия:
1 слайд «Я - ребёнок, я – человек»
С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.
1 ученик. Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
2 ученик. Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
3 ученик. У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
В этих стихах прозвучало главное право любого человека - право на жизнь.
На жизнь в родной стране без воин и унижения.
Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.
- Ребята, а где перечислены наши права?
(Законы жизни.) - Конституция (учитель показывает брошюру) – это основной закон страны.
- В Конституции отражены права и обязанности граждан Республики Беларусь.
Учитель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
5 слайд. «Зверства фашистов»
В середине прошлого века разразилась страшная война, , которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения. Во второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сёл, деревень.
6 слайд. «ООН»
А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик — съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война самый худший способ решения споров и объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей обеспечение прав человека во всём мире.
В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.
Все права человека указаны во Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. Если соблюдать все её статьи, кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка. Пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете-
Это: право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права? (Ответы учащихся)
Дети – особый народ.
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности.
4 ученик. Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
8 слайд «Права ребёнка».
Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о права ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.
В неё говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.
Конвенция — это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
9 слайд «Права человека».
О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.
5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?
6 ученик. Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек.Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
7 ученик.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
8 ученик.
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Учитель.Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
9 ученик.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
- В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
- На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
- В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
- Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
- Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
- Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
- О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
- Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности.
- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
19 СЛАЙД «Я - РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе:
-Я имею право быть чёрным и белым.
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети!
Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
раскрыть » / « свернуть