Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»
Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов через постоянное повышение профессионального мастерства учителей, освоение ими использования технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе.
Задачи:
- актуализация и углубление знаний учителей начальных классов о современных технологиях обучения, совершенствование методики преподавания учебных предметов;
- включение учителей в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способствующей осмысленному усвоению учащимися учебного материала;
- освоение учителями начальных классов способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств визуализации, коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;
- ознакомление педагогов с возможностями использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе;
- методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;
- информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.
Заседание №1
Тема: «Организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
Цель: ознакомление с нормативным правовым и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году, определение направлений методической работы на новый учебный год.
Задачи:
- организовать работу в соответствии с положениями Кодекса РБ об образовании;
- ознакомить педагогов с нормативными правовыми документами, определяющими стратегию и тактику начального образования на современном этапе;
- мотивировать педагогов на развитие собственной педагогической деятельности по повышению уровня нормативной правовой грамотности;
- определить содержание и формы методической работы по обеспечению качества начального образования в районе в соответствии с методической темой «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе».
Время проведения: сентябрь
Форма проведения: методический диалог
ПЛАН РАБОТЫ
Научно-методический блок
Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году.
Ответственный: Н.Н.Стручевская – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов в 2022/2023 учебном году.
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2023/2024 учебном году с учётом анализа результатов предыдущего учебного года.
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
Информационно-методическая поддержка образовательного процесса на I ступени общего среднего образования: использование возможностей национального образовательного портала для организации образовательного процесса; электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе.
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
Практический блок
Изучение функциональных возможностей различных учебных пособий, направленных на формирование компетенций учащихся, обеспечения образовательных результатов учебной деятельности из опыта работы педагогов. Составление каталога наиболее эффективных учебных пособий.
Литература
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред. от 02.12.2019).
- Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 №125.
- Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019).
- Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утверждённые приказом Министерства образования РБ от 29 мая 2009 г. № 674 (в редакции от 29.09.2010 № 635).
- Специфические санитарно–эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525.
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (в редакции постановлений от 03.05.2018 № 39).
- «Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования».
- Учебные программы для ІI–ІV классов, I класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь (Минск, НИО, 2017, 2018 г.).
- Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. II – VI классы – Минск: Национальный институт образования, 2020.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий приреализации образовательных программ общего среднего образования» .
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации образовательного процесса на 1ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году» .
- Инструктивно-методические письма по изобразительному искусству, трудовому обучению, ОБЖ, физической культуре и здоровью.
Заседание №2
Тема: Теоретические аспекты использования технологии визуализации в образовательном процессе.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством включения в практику технологии визуализации как средства мотивации, обучения и повышения успеваемости младших школьников.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов по визуализации учебной информации для активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях;
- способствовать освоению учителями технологии визуализации учебной информации для повышения профессиональной компетентности.
Форма проведения: обучающий семинар
Время проведения: январь
ПЛАН РАБОТЫ
Научно-методический блок
- Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.
Ответственный: А.И. Соболь – учитель начальных классов
- Методологические принципы технологии визуализации учебной информации.
Ответственный: Р.И. Омелюсик – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
- Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики).
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
Практический блок
Разработка дидактических материалов (заданий и упражнений) с использованием опорной схемы, кластера на уроке русского языка.
Разработка дидактических материалов, направленные на развитие познавательных способностей учащихся средствами когнитивной визуализации.
Литература
1.Поваляева, М. «Пути повышения профессионализма педагогов» // Воспитание школьников № 4, 2007.
2. Болбаков Р. Г. Когнитивные методы оценки качества образования // Образовательные ресурсы и технологии № 1, 2016.
3. Ахметова Л. В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник ТГПУ №7, 2009
4.Шарпан, И.С. «Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов» // Методист № 8, 2006.
5. Аранова С. В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестник ЧГПУ №5, 2017.
6. Глазунов С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования [Текст] // Научные исследования в образовании №3, 2007
Заседание №3
Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов путем создания и использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования когнитивных средств визуализации учебного материала
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов в вопросах использования современных техник визуализации
Задачи:
- актуализировать знания педагогов по визуализации учебной информации для развития познавательной активности учащихся;
- ориентировать педагогов на применение технологии визуализации на уроках для формирования умения учиться.
Время проведения: январь
Форма проведения: семинар практикум.
ПЛАН РАБОТЫ
Научно-методический блок
- Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Ответственный: Н.Н.Стручевская – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
- Использование технологии визуализации учебной информации на уроках русского языка для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала.
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
- Использование современных средств коммуникации и образовательных интернет-ресурсов при организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ответственный: Р.И. Омелюсик – учитель начальных классов
- Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.
Ответственный: А.И. Соболь – учитель начальных классов
Практический блок
- Выработка рекомендаций практического характера.
- Обзор новинок методической литературы.
Ответственный: Н.Н. Стручевская – воспитатель ГПД
Литература
1.Манько Наталия Николаевна, Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия АлтГУ №2, 2009.
2.Волина, В.В.Занимательная математика для детей/ В.В.Волина. – СПб.: Лев и Ко, 2003.
3.Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Сер. Технические науки № 12, 2011.
4.Манько, Н. Н. Эволюция дидактического принципа наглядности проективная визуализация педагогических объектов : монография / Н. Н. Манько ; ред. Е. Н. Дементьева. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2013
Солдатова, E. Л. Развитие когнитивных способностей : учебное пособие / Е. Л. Солдатова ; Юж.- Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 1995.
Заседание №4
Тема: Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.
Цель: подведение итогов работы секции начального образования и участия
каждого учителя в методической работе в 2023/2024 учебном году.
Задачи:
- проанализировать результаты деятельности ШУМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД в 2023/2024 учебном году;
- определить задачи и направления работы ШУМО на следующий учебный год.
Время проведения: май
Форма проведения: «открытый микрофон»
ПЛАН РАБОТЫ
Научно-методический блок
- Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе, организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.
Ответственный: Н.Н.Стручевская – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
- Анализ учебной работы на протяжении 2023/2024 учебного года. Обсуждение перспективного планирования на 2024/2025 учебный год.
Ответственный: Т.В. Каташевич – руководитель УМО учителей начальных классов
Практический блок
1.Диагностика профессионального роста учителей начальных классов.
2.Дайджест по темам самообразования учителей начальных классов.
3.Выработка рекомендаций практического характера.
Литература
1.Нормативные правовые документы Министерства образования Республики Беларусь.
2.Нормативные документы учреждения образования.
Руководитель ШУМО Т. В. Каташевич
раскрыть » / « свернуть