Методическая тема: «Повышение качества образования средствами учебных предметов на Iступени общего среднего образования, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся»
Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления педагогов с нормативно-правовым, научно-методическим и информационным обеспечением образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году.
2. Содействовать повышению уровня теоретических знаний и практических навыков учителей, их профессиональной компетентности при подготовке к работе путем организации непрерывного самообразования, повышения квалификации, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта.
3. Способствовать обеспечению воспитательного потенциала учебной и факультативной деятельности, внеклассной деятельности, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся.
Заседание №1
Тема: Организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Цель: ознакомление с нормативным правовым и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году, определение направлений методической работы на новый учебный год.
Задачи:
1. Организовать работу в соответствии с положениями Кодекса РБ об образовании;
2. Ознакомить педагогов с нормативными правовыми документами, определяющими стратегию и тактику начального образования на современном этапе;
3. Мотивировать педагогов на развитие собственной педагогической деятельности по повышению уровня нормативной правовой грамотности;
4. Определить содержание и формы методической работы по обеспечению качества начального образования в соответствии с методической темой.
Время проведения: сентябрь
Форма проведения: методической диалог
План работы
Научно-методический блок
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году:
- Кодекс РБ об образовании, иные нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования: основные положения, особенности выполнения их требований в новом учебном году;
- Требования к организации образовательного и воспитательного процесса при реализации образовательной программы начального образования, создание безопасных условий организации образовательного процесса;
- Обновлённые учебные программы и учебно-методические комплексы по учебным предметам I ступени общего среднего образования.
Ответственный: А.И. Соболь – председатель УМО учителей начальных классов
Учебно-методический блок
- Анализ работы методического объединения учителей начальных классов в 2023/2024 учебном году.
Ответственный: Т.В. Каташевич – учитель начальных классов
- Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2024/2025 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
Ответственный: А.И. Соболь – председатель УМО учителей начальных классов
Практический блок
1. Изучение особенностей работы с единым информационно-образовательным ресурсом.
2. Составление папки «Нормативные правовые документы»
Ответственный: А.И. Соболь – председатель УМО учителей начальных классов
Заседание №2
Тема: Формирование математической грамотности учащихся начальных классов на учебных занятиях
Цель: создание банка практико-ориентированных заданий как средства формирования математической грамотности учащихся.
Задачи:
1. Организовать работу по расширению представлений педагогов о математической грамотности учащихся, методах и приемах развития;
2. Разработать структуру учебных заданий и ситуаций, направленных на развитие математической грамотности младших школьников;
3. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся.
Время проведения: ноябрь
Форма проведения: обучающий семинар
План работы
Научно-методический блок
Общие подходы к оценке математической грамотности у учащихся начальных классов. Реализация межпредметных связей при формировании математической грамотности учащихся.
Ответственный: Т.В. Каташевич – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
Методические особенности использования практико-ориентированных заданий на учебных занятиях по учебному предмету «Математика».
Ответственный: А.И. Соболь – председатель УМО учителей начальных классов
Практический блок
Проектирование заданий по математике с использованием индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации учебной деятельности учащихся, направленных на формирование их математической грамотности.
Ответственный: И.С. Бубникович – учитель начальных классов
Заседание №3
Тема: Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов на учебных занятиях
Цель: создание банка практико-ориентированных заданий как средства формирования читательской грамотности учащихся.
Задачи:
1. Организовать работу по расширению представлений педагогов о читательской грамотности учащихся, методах и приемах развития;
2. Разработать структуру учебных заданий и ситуаций, направленных на развитие читательской грамотности младших школьников;
3. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся.
Время проведения: декабрь
Форма проведения: конференция
План работы
Научно-методический блок
Общие подходы к оценке читательской грамотности у учащихся начальных классов. Основные группы читательских умений в процессе обучения русскому (белорусскому) языку и литературе.
Ответственный: Т.И. Шупенько – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
Методы и приемы формирования читательских умений при обучении учебным предметам 1 ступени общего среднего образования.
Ответственный: А.И. Соболь – председатель УМО учителей начальных классов
Практический блок
Моделирование фрагментов урока с использованием различных учебных материалов: художественные произведения; научно-познавательная литература.
Ответственный: Т. В. Каташевич – учитель начальных классов
Заседание №4
Тема: Формирование естественнонаучной учащихся начальных классов на учебных занятиях
Цель: создание банка практико-ориентированных заданий как средства формирования естественнонаучной грамотности учащихся.
Задачи:
1. Организовать работу по расширению представлений педагогов о естественнонаучной грамотности учащихся, методах и приемах развития;
2. Разработать структуру учебных заданий и ситуаций, направленных на развитие естественнонаучной грамотности младших школьников;
3. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию функциональной грамотности учащихся.
Время проведения: март
Форма проведения: круглый стол
План работы
Научно-методический блок
Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников. Реализация межпредметных связей при формировании естественнонаучной грамотности учащихся.
Ответственный: Т.В. Каташевич – учитель начальных классов
Учебно-методический блок
Использование методов и приемов, направленных на самостоятельное овладение учащимися начальных классов знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Ответственный: И. С. Бубникович – учитель начальных классов
Практический блок
Решение нестандартных заданий на установление причинно-следственных связей для активной мыслительной деятельности учащихся начальных классов.
Ответственный: Т. И. Шупенько – учитель начальных классов
Список информационных источников
Нормативные правовые акты и другие документы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями, внесенными Законом Республик Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-3. По состоянию на 1 сент. 2022 г. – Минск: Национальный центр правой информации Республики Беларусь, 2022. – 512 с.
2. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования». Приложение 1 «Особенности организации образовательного процесса на І ступени общего среднего образования» : https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно-методические письма.
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 47 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі» https://adu.by/Главная/Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год/ Общее среднее образование/ Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования.
4. Перечни учебников, учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2024/2025 учебном году, размещены на национальном образовательном портале : https://adu.by/Главная/Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование/ Перечни учебных изданий.
5. МЕТАДЫЧНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі ад 21.08.2023 (у рэдакцыі ад 26.07.2024) : https://adu.by/Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование /Методические рекомендации, указания.
Литература
1. Буйко, Н.В. Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы в учебном процессе: дис. магистра по специальности : 1–08 80 02 / Н.В. Буйко. – Минск, 2023. – 147 с. 2. Валочка, Г. Фарміраванне функцыянальнай (камунікатыўнай) пісьменнасці вучняў сродкамі моўнай і літаратурнай адукацыі: дыдактычны патэнцыял сучасных вучэбных дапаможнікаў / Г. Валочка
// Род.слова. – 2022. – № 9. – С. 84–88.
3. Ветошкина, Е.С. PISA-Башня: попытка классификации задач по математике по уровню сложности / Е.С. Ветошкина, С.П. Хэкало // Математика в шк. – 2022. – № 3. – С. 27–38.
4. Ветошкина, Е.С. Тесты на проверку сформированности функциональной математической грамотности школьников / Е.С. Ветошкина, С.П. Хэкало // Математика в шк. – 2021. – № 6. – С. 38–52.
5. Волочко, А.М. Формирование функциональной грамотности обучающихся в области «Коммуникация на государственных языках (белорусский язык, русский язык)» в системе языкового и литературного образования / А.М. Волочко // Весн. адукацыі. – 2022. – № 8. – С. 50–58.
6. Гавронская, Ю.Ю. Формирование функциональной естественнонаучной грамотности школьников / Ю.Ю. Гавронская, Д.С. Ямщикова // Педагогика. – 2021. – № 1. – С. 48–54.
7. Гин, С.И. Технология многомерного чтения как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников / С.И. Гин // Весн. адукацыі. – 2022. – № 12. – С. 39–47.
8. Гордеева, И.В. Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности обучающихся / И.В. Гордеева // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 1. – С. 28– 32.
9. Громова, Л.А. Функциональная грамотность и проектная деятельность: зачем они нужны школе? / Л.А. Громова // Шк. технологии. – 2021. – № 3. – С. 36–42.
10. Гулецкая, Е.А. Функциональная грамотность младшего школьника: интегративные компоненты / Е.А. Гулецкая, Т.А. Ковальчук // Весн. адукацыі. – 2021. – № 10. – С. 36–46.
11. Жук, О.Л. Видеоэкскурсия как средство социокультурного развития обучающегося в условиях полихудожественной среды / О.Л. Жук // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2021. –№3. – С. 6–12.
12. Жук, О.Л. Модель готовности будущего учителя к формированию функциональной грамотности учащихся / О.Л. Жук // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2022. – № 2. – С. 6–13. 13. Жук, О.Л. Функциональная грамотность младших школьников: сущность и условия формирования в образовательном процессе / О.Л. Жук, Н.В. Буйко // Адукацыя і выхаванне. – 2022. – № 9. – С. 6–18.
14. Ибрагимова, Г.Ф. Речевое развитие как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников / Г.Ф. Ибрагимова, А.В. Макаренко // Нач. шк. – 2022. – № 10. – С. 35–37.
15. Князева, Н.К. Формирование навыков коммуникации и кооперации у младших школьников при создании анимации на уроках математики / Н.К. Князева // Информатика в шк. – 2022. – № 3. – С. 83–90.
16. Костюкович, Н.В. Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественнонаучного образования / Н.В. Костюкович, Т.Н. Канашевич, В.Н. Синькевич // Весн. адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–24.
17. Серых, Л.В. Подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников / Л.В. Серых, Л.В. Шинкарева, И.В. Шиянова // Нач. шк. – 2023. – № 2. – С. 46–49
18. Тарасевич, А.И. Функциональная грамотность младших школьников/ А.И. Тарасевич // Упр. соврем. шк. Завуч. – 2022. – № 2. – С. 108–121
Председатель ШУМО А. И. Соболь
раскрыть » / « свернуть