Ключевыми для определения функций, содержания и процедур аттестации педагогов являются понятия «квалификация» и «профессиональная компетентность».
Квалификация - это система знаний, умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность определенного уровня выполнения профессиональных обязанностей ( по В.Ф. Кочурову).
Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность умений учителя структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач. Профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в следующих областях:
- специальной (предмет, область, в которой занят педагогический работник);
- методической (средства, формы, методы педагогического воздействия);
- психологической (учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие учащихся).
Итогам аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.
Основные задачи аттестации:
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечивать педагогическим работникам возможность повышения уровня оплаты труда;
- способствовать повышению их авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Основные принципы аттестации:
- коллегиальность,
- системность,
- открытость,
- целостность экспертных оценок.
Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам.. Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.
Нормативная правовая база аттестации педагогических кадров:
1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 101 «Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)».
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 года № 163 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования».
4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых».
6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» с изменениями и дополнениями.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании
Аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого
Аналитические материалы могут быть следующие:
материалы контрольных срезов знаний и умений учащихся, аналитическая оценка полученных результатов;
материалы диагностики состояния педагогической деятельности аттестуемого с выводами и рекомендациями;
материалы анкетирования с анализом полученных результатов;
материалы анализа уроков, внеурочных мероприятий с выводами и рекомендациями (например, карты оценки качества и эффективности проведенных уроков и внеурочных мероприятий);
материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за последние 2-3 года в динамике: уровень обученности учащихся классов, в которых работает педагог, уровень индивидуальных достижений отдельных учащихся (победители и призеры олимпиад, конкурсов, смотров знаний и т.д.); продукты труда педагога: авторские программы, авторские дидактические и методические материалы, материалы результатов инновационной деятельности и т.д.
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).
2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).
3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).
Аттестация на присвоение квалификационной категории проводится в форме:
аттестационного собеседования - для претендентов на присвоение второй и первой квалификационных категорий;
квалификационного экзамена и аттестационного собеседования - для претендентов на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
Квалификационный экзамен проводится в форме защиты собственного опыта или защиты авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого.
Условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
наличие стажа работы:
- на присвоение второй квалификационной категории могут претендовать педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года;
- лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год;
- на присвоение первой квалификационной категории необходим стаж работы - два года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории;
- на присвоение высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» необходим стаж работы - три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории.
Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Квалификационные требования к профессиональной деятельности претендента на высшую квалификационную категорию.
В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:
имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
владеет современными педагогическими технологиями;
проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.
Квалификационные требования, предъявляемые к аттестуемым
Учитель II квалификационной категории
1. Знание теоретических и практических основ предмета.
2. Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов.
3. Достаточный уровень обученности, воспитанности учащихся.
4. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника.
5. Владение способами индивидуализации обучения, т.е. учёт индивидуальных особенностей развития учащихся.
6. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся.
7. Участие в школьных, районных семинарах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях.
8. Участие в подготовке и проведении педагогических, методических советов, методических объединениях.
9. Достаточная степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную деятельность, осуществлять её корректировку.
10. Способность усваивать, внедрять новые педагогические приёмы в преподавании своего предмета.
11. Наличие педагогического такта, готовность к сотрудничеству с коллегами.
12. Предоставление своих работ на школьном, районном уровне.
Квалификационные требования, предъявляемые к аттестуемым
Учитель І квалификационной категории
1. Наличие глубоких разносторонних знаний по предмету и смежным дисциплинам.
2. Высокая степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную профессиональную деятельность, осуществлять её корректировку.
3. Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов. Знание современных психолого-педагогических концепций обучения и воспитания.
4. Высокая способность усваивать, внедрять, моделировать новые приёмы в преподавании своего предмета.
5. Создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.
6. Высокий уровень обученности, воспитанности учащихся.
7. Умение обобщать свой опыт на высоком уровне, передавать этот опыт другим.
8. Участие в олимпиадном движении. Призовые места в школе, районе, области.
9. Участие в районных, областных, республиканских семинарах, конкурсах, выставках, конференциях.
10. Руководство школьными МО, творческими и проблемными группами.
11. Представление своих работ на районном уровне.
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Примерная структура описания педагогического опыта
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
1.2. Актуальность опыта (противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике)
1.3. Цели опыта (развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации)
1.4. Задачи опыта
1.5. Длительность работы над опытом
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
2.3. Результативность и эффективность опыта
3. Заключение
(конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта, перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики)
Приложения (технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий, список публикаций, примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.)
Критерии оценки представленного опыта работы
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики; направленность задач на реализацию цели; отражение степени достижения поставленной цели.
Сущность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материалов; конкретизация опыта разработанными автором материалами; описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта; обоснование (теоретическое и практическое) опыта
Результативность, эффективность опыта:
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; доказательность результатов; определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
Методический уровень описания опыта:
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта); подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия); проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).