УТВЕРЖДЕНО
Решение
Березовского районного
исполнительного комитета
26.09.2022 № 1298
УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕРЕЗОВСКАЯ БАЗОВАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.Н. ЗАСТАВНОГО»
СТАТУТ
ДЗЯРЖАЎНАЙ УСТАНОВЫ АДУКАЦЫІ
«БЯРОЗАЎСКАЯ БАЗАВАЯ ШКОЛА ІМЯ А.М. ЗАСТАЎНАГА»
(новая редакция)
Береза, 2022
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное учреждение образования «Березовская базовая школа имени А.Н. Заставного» (далее – школа) является учреждением образования, обеспечивающим получение общего базового образования, функционирующее в составе I - IX классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.
1.2. Полное наименование школы:
на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Бярозаўская базавая школа імя А.М. Застаўнага»;
на русском языке: государственное учреждение образования «Березовская базовая школа имени А.Н. Заставного».
Сокращенное наименование школы:
на белорусском языке: Бярозаўская БШ імя А.М.Застаўнага;
на русском языке: Березовская БШ имени А.Н.Заставного.
1.3. Местонахождение школы (юридический адрес): 225210, Брестская область, Берёзовский район, г. Берёза, улица Школьная, 1.
1.4. Государственное учреждение образования «Березовская базовая школа имени А.Н. Заставного» переименовано из государственного учреждения образования «Березовская базовая школа», зарегистрированного 13.11.2009 г. в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 290509218.
1.5. Тип Учреждения – учреждение общего среднего образования. Вид Учреждения – базовая школа.
1.6. Школа действует на основании настоящего Устава, утвержденного решением Березовского районного исполнительного комитета от 26.09.2022 № 1298.
1.7. В школе имеются структурные подразделения – библиотека, учебно-опытный участок, учебно-производственная мастерская; могут создаваться пункты коррекционно-педагогической помощи, оздоровительные лагеря и другие структурные подразделения. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми документами, положением о структурном подразделении, которое утверждается руководителем школы.
1.8. Школа является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, круглую печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, другие реквизиты юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в судах.
1.9. Учредителем школы является Березовский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Органом управления школы является отдел по образованию Березовского районного исполнительного комитета (далее – Орган управления).
1.10. Полномочия Учредителя:
принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации, изменении вида Учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
утверждает Устав школы, изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав;
определяет язык обучения и воспитания в школы, обязательный для изучения иностранный язык;
обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы школы в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
осуществляет функции контроля за деятельностью школы;
реализует иные права и обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.
1.11. Имущество школы находится в собственности Берёзовского района и закрепляется за школой на праве оперативного управления. Полномочия собственника осуществляет Березовский районный Совет депутатов (далее – Собственник). Школа не вправе без согласия Собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
1.12. Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении, денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества, может иметь расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь.
1.13. Школа поддерживает деятельность молодежных и детских общественных организаций (объединений), которые не противоречат законодательству Республики Беларусь.
1.14. В школе запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных организаций (объединений), преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
1.15. Школа в вопросах воспитания, на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы этого взаимодействия определяются законодательством Республики Беларусь.
1.16. Школа может осуществлять международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.
1.17. Школа ведет делопроизводство в порядке, установленном действующим законодательством.
1.18. Школа может быть ограничена в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
1.19. Настоящий Устав утверждается Учредителем, вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
1.20. Изменения и дополнения в Устав школы вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
1.21. По другим вопросам, которые не отражены в данном Уставе, школа руководствуется действующим законодательством.
РАЗДЕЛ 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Предмет деятельности школы – реализация образовательных программ общего среднего образования. Школа также может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и в целях спортивной подготовки обучающихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
2.2. Целями деятельности учреждения образования являются:
обеспечение реализации государственной политики в области образования, конституционного права граждан на получение общего среднего образования;
интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося;
формирование у обучающихся знаний, умений, навыков и компетенций.
2.3. Для выполнения целей деятельности учреждение образование реализует следующие задачи:
организация образовательного процесса с использованием современных методик и технологий, средств обучения;
дифференциация образовательного процесса в соответствии с возможностями и склонностями обучающихся, условиями школы;
создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся;
формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
формирование у обучающихся здорового образа жизни, ответственности, трудолюбия;
формирование эстетической и экологической культуры;
проведение методической деятельности, направленной на освоение педагогами современных методик и технологий обучения и воспитания, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся по обеспечению качественной организации образовательного процесса;
проведение работы по взаимодействию с другими учреждениями образования, в том числе зарубежными, с целью использования накопленного прогрессивного опыта организации процесса обучения и воспитания.
2.4. Основными направлениями деятельности школы являются:
обеспечение стабильного функционирования и развития школы;
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования;
обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;
обеспечение взаимодействия с другими организациями и учреждениями, в том числе общественными объединениями;
обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки участников образовательного процесса специалистами школы;
создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов;
совершенствование материально-технической базы.
2.5.Школа имеет право осуществлять следующие виды деятельности согласно общегосударственному классификатору Республики, Беларусь:
85200 Начальное образование (первая ступень общего среднего образования);
85310 Базовое образование (вторая ступень общего среднего образования).
38110 Сбор неопасных отходов
47990 Прочая розничная торговля вне магазинов, палаток, киосков и рынков
56290 Прочие услуги по общественному питанию
68200 Сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества
85510 Образование в области физической культуры, спорта и отдыха
85520 Образование в области культуры
85590 Прочие виды образования, не включенные в другие группировки
85600 Вспомогательные образовательные услуги
90010 Деятельность в сфере исполнительских искусств
91011 Деятельность библиотек
93190 Прочая деятельность в области физической культуры и Спорта
2.6. Учреждение образования в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании при приеме (зачислении) лица для получения образования и в случае возникновения сомнений в его подлинности путем направления запроса в Орган управления о подтверждении факта его выдачи;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;
обследовать условия жизни и воспитания обучающихся;
принимать локальные правовые документы, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
2.7. Учреждение образования обязано обеспечивать:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
реализацию учебных программ и других нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка школы;
создание безопасных условий пребывания обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических и иных работников школы в здании и на территории школы (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников школы;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи обучающихся;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в школу со свидетельством о государственной регистрации, сертификатами о государственной аккредитации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами школы, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;
получение законными представителями несовершеннолетних обучающихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в школе в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
Иные права и обязанности учреждения образования устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
2.8. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, учреждение образования может осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок. И прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.
РАЗДЕЛ 3
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Управление школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования или его виде, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Уставом, и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
3.2. Школа самостоятельно планирует свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
3.3. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника отдела по образованию Березовского районного исполнительного комитета по согласованию с председателем Березовского районного исполнительного комитета.
3.4. Директор школы:
действует от имени и представляет интересы школы без доверенности в государственных органах и организациях, в суде;
несет ответственность за результаты деятельности Учреждения, условия труда работников, охрану прав, жизни и здоровья обучающихся;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные и рабочие инструкции;
организует управление учебной, воспитательной, методической работой сотрудников школы;
назначает заместителей по согласованию с Органом управления;
осуществляет контроль за деятельностью работников школы;
организует работу школы по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, выполнению административных процедур;
осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;
взаимодействует с органами самоуправления школы;
осуществляет иные полномочия, установленные актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом.
3.5. Основным органом самоуправления в школе является педагогический совет, возглавляемый директором.
Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, уставом школы.
В состав педагогического совета входят все педагогические работники школы. На заседания педагогического совета могут приглашаться представители государственных и общественных организаций, законные представители обучающихся и другие заинтересованные лица. Лица, приглашенные на заседание педагогического совета, имеют право совещательного голоса.
3.6. Для реализации целей и задач школы, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного и воспитательного процессов, успешной реализации содержания образовательных программ и повышения качества образования в школе в установленном законодательством порядке создаются (могут создаваться) следующие органы самоуправления: совет школы, попечительский совет, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, методический совет, родительский комитет, ученический совет.
3.7. В школе могут создаваться иные органы самоуправления, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ 4
ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ
4.1. В пределах своей компетенции контроль за деятельностью школы осуществляют Учредитель, Орган управления и другие уполномоченные государственные органы, на которые законодательством Республики Беларусь возложена проверка отдельных сторон деятельности Учреждения.
4.2. Контроль за обеспечением качества образования в школе осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь.
4.3. Учреждение образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется руководителем школы.
РАЗДЕЛ 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Общее базовое образование составляют I и II ступени общего среднего образования:
I ступень − начальное образование (I - IV классы);
II ступень − базовое образование (V - IX классы).
5.2. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.
Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
5.3. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.
Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
5.4. Учреждение образования может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении.
В целях спортивной подготовки обучающихся организовывается учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
5.5. Срок получения общего базового образования составляет девять лет.
5.6. Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени при реализации образовательной программы начального образования− четыре года;
на II ступени при реализации образовательной программы базового образования − пять лет.
Порядок учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.
5.7. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа.
5.8. Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года. В течение учебного года устанавливаются осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Начало и продолжительность каникул определяется Министерством образования Республики Беларусь. Для учеников I и II классов в третьей четверти (3 неделя февраля месяца) проводятся дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя.
5.9. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с обучающимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–IX классах. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
5.10. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, группах (при делении класса на группы или объединении обучающихся параллельных классов в группы) или индивидуально. Порядок деления классов на группы, объединения обучающихся нескольких классов (параллельных классов) в группы, организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.
В школе могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках образовательной программы базового образования. Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется директором школы по согласованию с Учредителем в соответствии с типовым учебным планом.
5.11. В школе могут создаваться классы совместного обучения и воспитания, иные классы, а при организации интегрированного обучения и воспитания – классы интегрированного обучения и воспитания.
Классы совместного обучения и воспитания – классы, в которых лица с особенностями психофизического развития совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования.
5.12. Организация образовательного процесса в школе при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом, повышенном уровне.
Базовый уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое является обязательным в соответствии с учебной программой по этому учебному предмету, модулю.
Повышенный уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета, модуля с углублением и (или) расширением его содержания.
5.13. Обучающиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения обучающихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания для освобождения обучающихся от изучения отдельных учебных предметов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
5.14. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), занятия по физической реабилитации, практические занятия, общественно полезный труд. Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.
5.15. В соответствии с запросами обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся и возможностями школы факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию обучающихся, совершенствованию их двигательной активности.
По решению руководителя учреждения образования стимулирующие занятия могут целенаправленно выделяться для подготовки обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, распределяться неравномерно в течение учебного года.
5.16. В учреждении образования для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня для обучающихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Решение о наполняемости группы продленного дня в школе принимается Учредителем или уполномоченным им органом.
5.17. Прием (зачисление) лиц в школу для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
Прием лица для получения общего базового образования осуществляется на основании заявления одного из законных представителей обучающихся (или лиц его замещающих) при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья.
В I класс школы принимаются в первую очередь дети, которые проживают на территории микрорайона, закрепленного за учреждением решением Березовского районного исполнительного комитета. Дети, которые не проживают на территории микрорайона, который закреплен за школой, могут быть зачислены при наличии свободных мест.
5.18. Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь. Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в школе принимается Органом управления, на основании заявления обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.
5.19. Язык обучения и воспитания в школе – русский.
5.20. При получении общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков (английского) обучающимися, кроме отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
На факультативных занятиях и на занятиях, организованных на платной основе, обучающиеся могут изучать немецкий, польский и другие языки.
5.21. Обязательным для изучения в учреждении образования иностранным языком является один иностранный язык (английский). Для обучающихся V-XI классов, зачисленных в школу и ранее не изучавших обязательный иностранный язык, изучение иностранного языка организуется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
5.22. Получение общего начального и базового образования сопровождается текущей, промежуточной и завершается итоговой аттестацией по предметам.
Аттестация, перевод, организация выпускных экзаменов и выпуск учеников осуществляются в порядке, установленном Министерством образования.
5.23. Получение общего базового образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь.
5.24. Обучающимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а ученикам, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении – свидетельство об общем базовом образовании с отличием.
5.25. Трудовая деятельность обучающегося может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года, вторичную занятость на базе школы (по согласованию с Районным центром занятости населения).
Временное трудоустройство осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.
5.26. В целях выявления и развития интересов и способностей обучающихся, оказания психологической и социальной помощи для участников образовательного процесса может функционировать социально-педагогическая и психологическая служба. Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.
5.27. Форма получения образования в школе – очная, дневная. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
в учреждении образования;
на дому;
в организациях здравоохранения;
санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
5.28. Питание обучающихся в школе организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, санитарными нормами и требованиями, другими нормативными документами по графику, утвержденному директором школы.
5.29. Медицинская помощь обучающимся оказывается в соответствии с установленным законодательством по месту нахождения школы.
5.30. Организация образовательного процесса в школе осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также Типовым учебным планом и учебными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
5.31. Ежегодно на основе Типового учебного плана, утвержденного Министерством образования, школа разрабатывает собственный план, который утверждается директором по согласованию с отделом по образованию Березовского районного исполнительного комитета.
5.32. Школа может разрабатывать учебные программы по отдельным предметам, которые не входят в перечень предметов государственного компонента, а также учебные программы для занятий по интересам и факультативам с последующим согласованием в Брестском областном институте развития образования и утверждением в Министерстве образования.
5.33. Организационно-воспитательная работа осуществляется в соответствии с планами и программами воспитания, утверждаемыми в школе.
5.34. Домашние задания даются дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. В I классах домашние задания не задаются.
5.35. Длительность урока в I классах – 35 минут, во II-IX классах – 45 минут.
Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое утверждается директором школы. Начало занятий и смен, продолжительность перемен между занятиями утверждается директором школы в соответствии с санитарными правилами и нормами.
5.36. Перевод(направление) обучающихся в специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты) для детей с особенностями психофизического развития, а также в специальные классы для таких детей и классы интегрированного обучения осуществляется с согласия их законных представителей на основании заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
5.37. Педагогический совет школы может принимать решение о моральном стимулировании обучающихся и их законных представителей за успехи в обучении и воспитании, участие в общественной деятельности.
РАЗДЕЛ 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6.1. Участниками образовательного процесса в учреждении образования являются обучающиеся, педагогические работники, родители, иные законные представители обучающихся.
6.2. Обучающиеся имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
перевод в другое учреждение образования. Учреждение образования не вправе препятствовать переводу (переходу) обучающегося в другое учреждение образования;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
на получение дополнительных образовательных услуг в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
пользование учебниками и учебными пособиями;
получение платных услуг в сфере образования;
бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой школы;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждений образования;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении школой;
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку знаний;
сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом школы;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, исследовательской, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности;
на правовую и социальную защиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
6.3. Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственным школьным стандартом, иными актами законодательства и иными локальными правовыми актами школы.
6.4.Обучающиеся обязаны:
соблюдать Устав, выполнять решения органов самоуправления школы, Правила, требования администрации и педагогических работников, правила внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников школы;
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
находиться в школе в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
посещать классные и информационные часы;
участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
бережно относиться к имуществу школы, поддерживать чистоту и порядок в школе и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
соблюдать классический деловой стиль в одежде.
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника школы;
соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом;
подчиняться распоряжениям и приказам руководителя школы и его заместителей, требованиям педагогических и иных работников, решениям органов самоуправления учреждения образования и ученического самоуправления, руководствоваться уставом школы.
6.5. Иные обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственным школьным стандартом, иными актами законодательства и иными локальными правовыми актами школы.
6.6. Обучающимся не разрешается:
носить в школу и иметь при себе небезопасные предметы, а именно оружие, патроны, петарды, ножи и т.д.;
начинать, провоцировать драки в школе, на территории школы и во время проведения внешкольных мероприятий;
отсутствовать на занятиях без уважительной причины;
употреблять алкогольные напитки, наркотические и психотропные вещества, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
курить в школьных помещениях и на территории школы;
участвовать в азартных играх, как на уроках, так и на переменах;
допускать воровство, вандализм, наносить умышленно вред школьному имуществу, собственности обучающихся и работников школы;
систематически не выполнять домашние задания или выполнять их недобросовестно;
носить в помещении школы головные уборы;
пользоваться на уроках, без разрешения учителя, мобильными телефонами и другими гаджетами;
использовать ненормативную лексику.
6.7. Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении школы;
защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности, обучающихся в порядке, определяемом руководителем школы;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
6.8. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства и иными локальными правовыми актами школы.
6.9. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья обучающихся и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований Устава школы, правил внутреннего распорядка для обучающихся, иных локальных правовых актов;
отвечать за воспитание своих детей, в том числе за их поведение во время нахождения в учреждении образования и за его пределами;
своевременно доводить до сведения школы информацию о болезни ребенка либо возможных пропусках занятий;
поддерживать тесную связь с педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя, иными педагогическими работниками учреждения образования, регулярно посещать родительские собрания.
6.10. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства и иными локальными правовыми актами школы.
6.11. Педагогические работники имеют право на:
иметь установленную нормативами педагогическую нагрузку. Педагогическая нагрузка, объем которой меньше за норму на ставку заработной платы, допускается с письменного согласия работника;
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности школы;
участие в управлении школой;
повышение квалификации и переподготовку в случаях, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности,экспериментальной и инновационной деятельности;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Министерством образования Республики Беларусь;
на аттестацию в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь;
на трудовой и социальный отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
на защиту от неоправданного вмешательства законных представителей, обучающихся в профессиональную деятельность;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству.
6.12. Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами Учреждения.
6.13. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;
придерживаться делового стиля одежды и соблюдать правила этикета;
исполнять приказы и указания руководителя и его заместителей, решения, принятые педагогическим советом и другими коллегиальными органами управления и самоуправления.
6.14. Педагогическим работникам не разрешается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству Республики Беларусь.
Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
6.15. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами школы, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
6.16. Совершение педагогическим работником аморального поступка, несовместимого с продолжением работы, является основанием для прекращения трудового договора (контракта).
6.17. Педагогические работники, обучающиеся, их родители и иные законные представители несут ответственность за повреждение помещения и строений учреждения образования, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества.
6.18. Права и обязанности иных работников Учреждения устанавливаются актами законодательства, уставом и иными локальными правовыми актами школы, их трудовыми договорами (контрактами).
РАЗДЕЛ 7
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ШКОЛЫ
7.1. Трудовые отношения работников в учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
7.2. Структура и штатное расписание школы утверждается директором по согласованию с Органом управления на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
7.3. Прием на работу в учреждение образования педагогических, технических и иных работников осуществляет директор в соответствии с порядком, определенным Министерством образования Республики Беларусь.
7.4. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое высшее или среднее специальное педагогическое образование с предоставлением соответствующих подтверждающих документов. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
7.5. Для образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и другой деятельности с обучающимися в рамках штатного расписания могут привлекаться работники науки, образования, культуры на условиях почасовой оплаты и совместительства.
7.6. Оплата труда осуществляется государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Березовского района».
7.7. Директор школы предоставляет в государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Березовского района» положение об оплате труда работников школы согласованное с профсоюзом.
7.8. Руководство отдела по образованию может вносить предложения о премировании работников школы.
РАЗДЕЛ 8
ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИМУШЕСТВА ШКОЛЫ
8.1. Имущество школы составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе школы.
8.2. Имущество школы находится в собственности Берёзовского района и закрепляется за школой на праве оперативного управления.
В отношении закрепленного имущества школы осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах и на условиях, установленных Собственником или уполномоченным органом, в соответствии с целями своей деятельности.
8.3. Собственник имущества или уполномоченный орган вправе изъять лишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
8.4. Источниками формирования имущества школы являются:
имущество, переданное школе Учредителем;
доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения образования;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
8.5. Отчуждение, сдача в аренду, пользование, залог школой имущества, находящегося в оперативном управлении, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь в порядке и пределах, установленных Собственником.
8.6. Школа является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета Берёзовского района и доходов, полученных от деятельности, разрешенной законодательством Республики Беларусь.
8.7. Помещения школы оборудуются необходимым учебно-наглядным оборудованием, инвентарём и эксплуатируются в соответствии с требованиями правил охраны труда, санитарных правил и норм.
8.8.Имущество школы является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками школы.
8.9. Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении, денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник имущества.
8.10. Школа не имеет права выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кроме случаев, установленных законодательством.
Школа имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность и полученные от такой деятельности доходы, и приобретенное за счет их имущество поступает в распоряжение учреждения образования и учитывается на отдельном балансе.
8.11. Материально-техническая база школы формируется по действующим нормативам, с учетом обеспечения получения общего базового образования, типа учреждения образования и форм обучения.
8.12. Основным источником финансирования образовательной деятельности, социального развития коллектива учреждения образования и оплаты труда его работников являются средства бюджета Берёзовского района. Привлечение школой дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.
8.13. Дополнительными источниками финансирования для формирования финансовых средств школы являются:
поступления за оказание дополнительных платных образовательных услуг;
доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, аренды помещений;
добровольные взносы и материальные ценности, которые передаются от предприятий и организаций, отдельных граждан, в том числе обучающихся и их родителей, прочих поступлений, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
средства попечительского совета;
доходы от сдачи вторичных материальных ресурсов;
иные, непосредственно не связанные с предпринимательской деятельностью доходы, полученные бюджетной организацией при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
8.14. Школа может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
Оказание учреждением образования услуг при реализации образовательных программ на платной основе осуществляется на основании договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе.
Существенными условиями договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе являются:
предмет договора;
дата начала образовательного процесса или порядок ее определения;
форма получения образования;
срок обучения;
стоимость обучения, порядок ее изменения;
порядок расчетов за обучение;
ответственность сторон.
Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается управляющим государственного учреждения «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Березовского района».
8.15. Финансовые средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение школы, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Все финансовые средства, поступившие на специальный счет школы, находятся в полном его распоряжении и изъятию не подлежат. Неиспользованные в текущем отчетном периоде средства используются в последующих отчетных периодах.
8.16. Учреждение образования осуществляет оперативный учет результатов своей деятельности, представляет статистическую отчетность по установленным формам Собственнику имущества или уполномоченному органу.
8.17. Должностные лица учреждения образования за искажение государственной отчетности, нарушение порядка распоряжения государственным имуществом и неосуществление контроля за его сохранностью и эффективным использованием несут установленную законодательством дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность.
8.18. Ведение бухгалтерского учета, ряд других направлений финансово-хозяйственной деятельности осуществляется государственным учреждением «Центр по обеспечения деятельности бюджетных организаций Берёзовского района» на основании заключенных договоров об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации.
РАЗДЕЛ 9
УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
9.1. Школа представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах хозяйственной деятельности уполномоченному органу.
9.2. Государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Березовского района» обслуживает школу и выполняет возложенные на него функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договором об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации.
9.3. Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии законодательством Республики Беларусь.
9.4. Письменная отчетность вышестоящим органам управления образования представляется в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
9.5. За непредставление и искажение государственной отчетности, нарушение сроков ее предоставления должностные лица школы несут установленную законодательством ответственность.
9.6. Ревизия деятельности школы проводится в порядке, установленном законодательством.
9.7. Прохождение аттестации и государственной аккредитации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ 10
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЫ
10.1. Создание, реорганизация и ликвидация школы осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
10.2. Решение о ликвидации школы принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
10.3. В случае прекращения деятельности школы, Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ 13
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
Внесение изменений и (или) дополнений в Устав школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.