Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.
Основные направления деятельности по профориентационной работе в школе:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-6 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях;
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
7-8 классы:
- групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
9 класс:
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
- профессиональное самопознание.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности.
- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-9 классы и др.).
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений.
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в объединениях по интересам и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учебного заведения учащимися.
- Анкетирование родителей учащихся.
- Помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях.
- Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, представителей шефских организаций.