Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родительский университет

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕРЕЗОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗОВСКАЯ

БАЗОВАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

А.Н.ЗАСТАВНОГО»

                                                                             

П Р И К А З                                                         

 

02.11.2020 № 193

г. Береза      

 

Об организации

родительского университета 

В целях создания условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье и в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»  

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать на базе государственного учреждения образования «Березовская базовая школа имени А.Н. Заставного» родительский университет.

2. Назначить Юдчиц Е.С., заместителя директора по воспитательной работе, ответственной за организацию и работу родительского университета.

3. Юдчиц Е.С., ответственной за организацию и работу родительского университета, до 02.11.2020:

3.1. разработать Положение о родительском университете;

3.2. согласовать кандидатуры педагогических работников для руководства кафедрами университета;

3.3. совместно с руководителями кафедр и классными руководителями подготовить План работы университета.

4. Классным руководителям 1-9 классов провести анкетирование родителей с целью выявления затруднений и проблем семейного воспитания; обработать полученные данные и передать руководителям кафедр (заведующим) для определения тематики занятий в университете до 02.11.2020.

5. Кухарчук Н.В., ответственной за сайт школы, создать на официальном интернет-сайте учреждения образования вкладку «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории до 02.11.2020.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Юдчиц Е.С.

 

Замдиректора по УР                                     И.Л.Гринкевич

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора

ГУО «Березовская базовая школа

имени А.Н. Заставного»

01.09.2023 № 164

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

Ι. Общие положения 

1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета (далее – университета).

2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Березовская базовая школа имени А.Н. Заставного».

3. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.

4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

5. В своей работе университет руководствуется:

- Кодексом Республики Беларусь об образовании;

- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»;

- настоящим Положением;

- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

6. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.

7. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).

8. В состав университета входят 4 кафедры:

- Кафедра правовых знаний;

- Кафедра возрастной и семейной психологии;

- Кафедра педагогики;

- Кафедра конструктивного взаимодействия.

9. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.

10. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы. 

II. Деятельность университета

11. Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

12. Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

13. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

14. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.

15. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.

16. Обучение родителей организуется в по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

- II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

- III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

17. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.

18. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

19. Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.

20. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.

21. Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

22. По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.        

III. Участники родительского университета.

Их права и ответственность 

23. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.

24. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.

25. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения. 

IV. Документация университета 

26. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

- Копия приказа об организации Родительского университета;

- Положение о Родительском университете;

- План работы Родительского университета;

- Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

- Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.    

План работы

родительского университета

на 2023/2024 учебный год

Темы занятий

Кафедра

Ответственные

Время проведения

Место проведения

 

1 сессия Родительского университета 28.10.2023

1. 

Лекция - практикум.

«Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Помощь ребенку в адаптации к школе»

Кафедра конструктив ного взаимодействия

Соболь А.И.

09.00-09.45

Каб.№1

2.

Круглый стол «Профилактика проблемного поведения подростков».

Отклоняющееся поведение подростков. Профилактика зависимостей в подростковой среде

Кафедра правовых знаний

 

Зав. кафедры социальный педагог

Бондарчук И.А.

10.40-11.25

Каб.№9

3.

Мини-лекция «Безопасность подростков в сети Интернет» Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков

Кафедра педагогики

Якубович К.В.

10.00-10.45

Каб.№9

4.

Занятие в рамках «этикет-кафе» «Как научить своего ребенка жить в мире людей» Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Кафедра возрастной и семейной психологии

Велесевич Т.В.

12.15-13.00

Каб.№7

 

2 сессия Родительского университета 16.12.2023

1.

Семинар«Ребенок среди сверстников»

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации»

Кафедра возрастной и семейной психологии

Бубникович И.С.

10.35-11.20

Каб.№4

2.

Педагогическая мастерская

«Ребенок и компьютер»

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры..Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Кафедра педагогики

 

Бушук И.С.

11.15-12.00

Каб.№6

3.

Дискуссия«Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

 

Кафедра правовых знаний

Грицук Е.Н.

09.00-09.45

Каб.№7

4.

Диалоговая площадка

«Профессиональные намерения и возможности учащихся»

Влияние семьи на выбор профессии подростком.

Кафедра конструктив ного взаимодействия

Директор

Дудюк О.В.

10.00-10.45

Каб.№7

 

3 сессия Родительского университета  16.03.2024

1.

Педагогическая гостиная «Семейное благополучие и семейное неблагополучие».

Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

Кафедра правовых знаний

Зав. кафедры педагог социальный

Бондарчук И.А.

09.00-10.45

Каб.№7

2.

Собрание-практикум «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

Кафедра педагогики

Омелюсик Р.И.

10.00-10.45

Каб.№2

3.

Групповая консультация «Агрессия, её причины и последствия»

Формы агрессивного поведения учащихся. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Кафедра возрастной и семейной психологии

Грицук Е.Н.

10.00-10.45

Каб.№7

4.

Круглый стол «Культура поведения в конфликтных ситуация»

Кафедра конструктив ного взаимодействия

Каташевич Т.В.

 

09.00-09.45

Каб.№5

 

4 сессия Родительского университета  18.05.2024

1.

Семинар-практикум

«Книги в жизни школьника»

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Кафедра конструктивного взаимодействия

Библиотекарь Демиденко М.А.

10.00-10.45

Каб. №6

2.

Беседа-обучение

«Ценности, традиции и обычаи семьи»

Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Кафедра возрастной и семейной психологии

Педагог-организатор Здасюк С.Н.

10.00-10.45

Каб. №7

3.

Круглый стол

«Культура поведения в конфликтных ситуациях»

Культура поведения взрослых и детей при возникновении конфликтов

Кафедра правовых знаний

Замдиректора по ВР Крагель О.Н

09.00-09.45

Каб. №7

4.

Педагогическая мастерская«Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?»

Профилактика экзаменационного стресса. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Кафедра педагогики

Замдиректора по УР Гринкевич И.Л.

11.00-11.45

Каб. №7

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

______________ О.Н.Крагель

______________ 2023г.