Анализ урока как внешняя экспертиза проводится администрацией учреждения образования либо учителями при взаимопосещении уроков.
Самоанализ урока как внутренняя экспертиза — неотъемлемая часть работы каждого учителя, так как он стоит перед необходимостью осмысливать свою деятельность и отвечать за её последствия.
Универсальных схем анализа и самоанализа уроков не может быть, так как существует множество вариантов организации образовательного процесса, но обойтись вообще без оценивания урока как учебного процесса невозможно в силу специфики педагогической деятельности.
При проведении анализа и самоанализа урока необходимо помнить следующее:
• качество урока зависит от качества поставленной цели и задач;
• содержание урока рассматривается в единстве с методами, приёмами и средствами работы с ними;
• самоанализ урока — двойственный процесс, т.к. в нём осуществляются сразу два анализа: действий учителя и действий ученика; учитель делает выводы из проведённого урока, которые служат ему методическими рекомендациями для проведения следующего;
• самоанализ урока проводится учителем по определённому плану, который должен обладать следующими качествами: быть минимизированным, совпадать по логике с деятельностью учителя на уроке, быть направленным на выявление путей решения поставленных задач, являться устойчивым по алгоритму;
• использование многообразия видов и типов планов и программ наблюдений нежелательно (это задача внешней экспертизы, проводимой администрацией учреждения образования).
• учитель оценивает себя исходя из того, насколько он использовал все возможности для решения поставленных задач;
• учитель размышляет над возможностями улучшения проведённого урока.
Примерная схема самоанализа урока учителем:
- Дать краткую характеристику классу, в котором проходил урок. Как учитывались особенности класса на уроке?
- Указать тему урока, показать место данного урока в общей системе уроков по теме, связь урока с предыдущим. Охарактеризовать степень сложности и трудность изучаемой темы для данного класса.
- Охарактеризовать дидактическую цель урока, сопоставить поставленную цель с конечным результатом.
- Высказать своё мнение о соответствии дидактической задачи типу урока. Охарактеризовать этапы урока, их последовательность, методы обучения, формы организации учебной работы на уроке. Как влияло выполнение задач каждого этапа на выполнение задач последующих этапов? Достижение цели урока.
- Выделить удачные и неудачные фрагменты урока. Проанализировать причины неудачных моментов.
- Проанализировать самостоятельную работу учащихся, её эффективность. Осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Контроль качества знаний и умений учащихся.
- Охарактеризовать оснащённость урока. Способствовала ли она достижению цели урока?
- Аргументировать обоснованность выбора содержания и объёма домашнего задания.
- Дать общую оценку урока, сделать вывод:
• Как Вы сами оцениваете результаты решения основных задач урока?
• Осуществилось ли Ваше предвидение хода урока?
• Где, на каких этапах урока возникали трудности?
• Какие возможности урока не были использованы?
• Какие положительные качества урока следует развить и продолжить?
раскрыть » / « свернуть